Пальчиковые игры для детей от года до 7 лет или развитие мелкой моторики рук

Пальчиковые игры для детей от года до 7 лет или развитие мелкой моторики рук

Живые и интересные занятия на развитие подвижности и гибкости кистей рук ребёнка или пальчиковые игры, помогут овладеть умением письма и речи, познакомят с азами математики.
0 отзыва
4758 читателя

    Живые и интересные занятия на развитие подвижности и гибкости кистей рук ребёнка или пальчиковые игры, помогут овладеть умением письма и речи, познакомят с азами математики.

    Развивая мелкую моторику рук, которая способствует улучшению взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга, мы учим малыша говорить.

    Известно, что в правом полушарии мозга возникают образы предметов или явлений, а в левом они находят своё речевое выражение.

    Чем крепче эта связь, тем быстрее между ними идут нервные импульсы, активизируются мыслительные процессы, внимание, способности ребёнка.

    Родители, которые желают, чтобы их малыш лучше разговаривал, легко и быстро учился, выполнял любую по-сложности работу, должны с младенчества развивать его пальцы и кисти рук.

    Важно помнить!
    • Занятия проводятся только при положительном настрое ребёнка
    • Упражнения должны соответствовать развитию ребёнка
    • Упражнения должны приносить радость
    • Упражнения показывать медленно
    • Обязательно используйте речевое сопровождение
    • Пальчиковые игры подбираются с учётом возможностей и поэтапно усложняются.

    «Пять пальчиков»


    Начертите на ладошке ребёнка пальцем круг.

    Сгибайте поочерёдно пальчики, поглаживая и пощипывая каждый, произносите:

    У девочек и мальчиков,

    На руке пять пальчиков.

    Пальчики должны быть расслабленные.

    Палец большой - парень с душой,

    Палец указательный- господин влиятельный,

    Палец средний- тоже не последний.

    Палец безымянный- с колечком ходит чванный,

    Пятый- мизинец, принёс вам гостинец.

    Ребёнок с 3- летнего возраста под вашим контролем, может самостоятельно проделать это упражнение.



    « Хозяюшка»



    Сцепите пальцы рук в замок, оставив большие пальцы, которые совершают вращение между собой.

    Наша-то хозяюшка

    Сметлива была,

    Всем в избе работушку

    К празднику дала:

    Чашечку собачка моет язычком,

    Изображаем собачку: положите ладонь на стол, сгибаете указательный и безымянный пальцы, а средний палец ( имитация головы собаки), то сгибается, то выпрямляется- собачка вылизывает языком чашку.

    Мышка собирает крошки под окном.

    Изображаем, как мышка собирает крошки: большой и указательный пальцы правой руки поочерёдно пощипывают пальцы левой руки.

    На столе котище лапою скребёт,

    Собранные кулачки интенсивно сжимайте и разжимайте.

    Половичку курочка веничком метёт.

    Правая рука, подметая широкими движениями, изображает «веник», а пальцы- «прутья», мягкие и упругие.

    Перекладывайте «веник» из одной руки в другую, развивая обе руки, имитируя плавные движения кистью.



    « Тара-тара-тара-ра!»



    Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

    Поднимите ладони вверх перед собой, изображая «флажки». Затем одновременно опускайте и поднимайте ладони.

    Тара-тара-тара-ра!

    У крыльца растёт трава,

    Переверните ладони к себе, напрягите пальцы, и разверните их в стороны.

    Я колю, колю дрова!

    Я колю на чурочки.

    Сцепите ладони в замок, поднимите их над головой. Опускайте и поднимайте руки.

    Гори, огонь, в печурочке.

    Поверните ладони к себе, разведя в стороны пальцы, поместите правую ладонь над левой.

    Я колю на плашечки

    Для сестры Дуняшечки.

    Сцепите ладони в замок, поднимите их над головой. Опускайте и поднимайте руки.

    Гори, гори жарче печь!

    Поверните ладони к себе, разведя в стороны пальцы, поместите левую ладонь над правой.

    Будет Дуня пышки печь!

    Положите правую ладонь лодочкой на левую ладонь, а затем, меняя руки между собой, изображайте движения «лепим пирожки».



    «Киска»



    Восстановить равновесие разбаловавшегося ребёнка поможет стишок про киску, который исполняется неторопливым и спокойным голосом:

    Придёт киска неспеша

    И погладит малыша.

    - Мяу-мяу,- скажет киска,-

    Наша детка хороша.

    Погладьте ребёнка по головке, спинке, несколько раз произнося стишок.



    « Тук-тук-тук»



    Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

    Большим и указательным пальцами передвигайтесь по поверхности стола.

    Несёт Кузьма два молота.

    -Тук, тук, тук!

    Постучите указательными пальцами по столу.

    Вот ударим разом вдруг:

    Сожмите руки в кулачок, прижимая большим пальцем остальные, и постучите.

    Для всех людей

    Разведите руки в стороны.

    Накуём гвоздей!

    Похлопайте в ладоши.



    «Про бобра»



    Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

    Имитируете течение реки: расслабленными кистями рук совершаете плавные движения.

    На реченьке- речке

    Купался бобёр,

    Купался, купался,

    Не выкупался.

    Имитируете мытьё рук: вкладывая поочерёдно правую ладонь в левую, повторяйте движения.

    На горку взошёл,

    Сложите ладони горкой: под углом кончики пальцев правой руки упираются в кончики пальцев левой руки.

    Весь вымазался.

    Расслабленными пальцами рук постукивайте по телу.

    Под горку сошёл,

    Сложите ладони горкой.

    Отряхивался.

    Расслабленными пальцами рук стряхивайте грязь.



    « На мельнице»



    Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

    Имитируете движение журавля: мизинец и безымянный пальцы прижмите к большому пальцу, а указательным и средним двигайтесь по поверхности стола.

    Долгоногий журавель

    На мельницу ездил,

    Диковинку видел:

    Имитируете движение головы птицы: не отрывая локоть от стола, сложите все пальцы вместе, поворачивая «голову» в разные стороны.

    Коза муку мелет,

    Прижмите пальцы обеих рук плотно друг к другу. Положите левую ладонь на правую, а затем поворачивайте поочерёдно несколько раз, левую ладонь к груди, правую - от груди.

    Козёл засыпает,

    Имитируйте движение «совочка», как будто вы набираете муку и высыпаете её: совершайте плавные движения ладонями рук.

    А маленькие козлятки

    Поднесите к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлят.

    Муку выгребают.

    Снова имитируйте движение «совочка».

    Сова из угла смотрит,

    Имитируйте глаза: сделайте колечки указательным и большим пальцами. Поднесите к глазам.

    Ногами топочет,

    Постучите по столу несколько раз ладошками рук с плотно прижатыми пальцами.

    Головою вертит.

    Повертеть в стороны сжатыми в кулачки пальцами.



    «Переменка»



    Читать стишок можно в промежутке между занятиями:

    Ручку ручкою погладим,

    Пальчик пальчиком потрём,

    Отдохнём совсем немножко,

    А потом опять начнём.



    «Алые цветы»



    Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

    Соедините ладони в форме цветка, слегка разъединив их, а большие пальцы, положив рядом.

    Раскрывайте медленно пальцы, имитируя движение лепестков:

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Совершайте плавное покачивание кистями рук.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Соедините пальцы, образуя цветок.

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Совершайте плавное покачивание кистями рук.



    « Доброе утро»



    Встаньте напротив друг друга.

    С добрым утром, глазки!

    Вы проснулись?

    Лёгкими движениями поглаживайте пальцами около глаз. Сложите « очки» указательными и большими пальцами и посмотрите в них.

    С добрым утром, ушки!

    Вы проснулись?

    Поглаживайте кончиками пальцев ушки. Сделайте из ладошек «ушки» и пошевелите ими.

    С добрым утром, ручки!

    Вы проснулись?

    Поглаживайте ручки с обеих сторон, потрясите пальчиками, пощипайте их. Похлопайте в ладоши.

    С добрым утром, ножки!

    Вы проснулись?

    Поглаживайте ножки, пошевелите пальчиками ног, потопайте ими.

    С добрым утром, солнце!

    Я проснулся (проснулась)!

    Поднимитесь на цыпочках, потянув руки кверху, посмотрите вверх.



    « Ай, качи- качи-качи…»



    Посадите ребёнка к себе на колени или рядом.

    Ай, качи-качи-качи!

    Глянь - баранки, калачи,

    Глянь - баранки, калачи!

    Имитируете баранки: соедините указательные и большие пальцы на руках, покрутите ими.

    С пылу, с жару, из печи.

    С пылу, с жару, из печи-

    Все румяны, горячи.

    Перекидывайте из одной руки в другую воображаемый горячий пирожок, обдувая его со всех сторон.

    Налетели тут грачи,

    Подхватили калачи,

    Нам осталися

    Лишь бараночки!

    Имитируете грачей: руки перед грудью, ладони развернуть к себе.

    Переплести большие пальцы, изображая «голову птицы», остальные пальцы будут крыльями.

    Помашите « крыльями», имитируя полёт.



    « Как у бабки на дворе»


    Встаньте напротив друг друга.

    Как у бабки на дворе

    Куры ходят по траве:

    Ко-ко-ко,

    Ко-ко-ко.

    Имитируйте кур: похлопайте руками по бокам.

    Как у бабушки в хлеву

    Хрюшка хрюкает:

    Хрю-хрю-хрю,

    Хрю-хрю-хрю.

    Дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа.

    Как у круглого пруда

    Гуси плавают:

    Га-га-га

    Га-га-га.

    Соедините все пальчики вместе и, поднимая четыре из них от большого пальца, покажите, как гогочут гуси.

    А коровки на лугу

    Песенку поют:

    Му-му-му

    Му-му-му.

    Сделайте «рожки»: поднимите кулачки к макушке с вытянутыми указательными пальцами.



    « Рано поутру»



    Посадите ребёнка напротив себя.

    Ранним - рано поутру

    Пастушок: ту-ру-ру-ру!

    Сложите ладони рук в кулачки так, чтобы они находились друг за другом в виде дудочки. Подудите в неё.

    А коровки в лад ему

    Затянули: « Му-му-му!»

    Сделайте «рожки»: поднимите кулачки к макушке с вытянутыми указательными пальцами.

    Ты, коровушка, ступай,

    В чисто поле, погуляй,

    Постучите рёбрами кулачков по столу, как копытцами.

    А вернёшься вечерком,

    Нас напоишь молочком.

    Соедините кончики пальцев, имитируя обхват кружки и, поднесите её ко рту.



    «За грибами»



    Встаньте напротив друг друга.

    -Ножки, ножки, где вы были?

    -За грибами в лес ходили.

    Потопайте ножками.

    -Где вы, ручки, работали?

    -Мы грибочки собирали.

    Вытяните руки вперед и покрутите ими.

    - А вы, глазоньки, помогали?

    - Мы искали, да смотрели-

    Все пенёчки оглядели.

    Указательными и большими пальцами сложите « очки» и посмотрите в них по сторонам.

    Вот и Ванюшка с грибком,

    С подосиновиком!

    Изобразите грибок: соберите левую кисть в кулак, поставьте на ребро, а правую кисть распрямите и положите сверху на кулак.



    «Дождик»



    Встаньте напротив друг друга.

    Дождик, дождик, веселей

    Капай, капай, не жалей!

    Поднимите руки, разведите пальцы в стороны. Медленно опускайте и поднимайте руки, имитируя движения дождя.

    Только нас не замочи!

    Изобразите зонтик: сомкните руки в замок, поднимите над головой.

    Зря в окошко не стучи-

    Соберите руки в кулачки и постучите ими по коленкам.

    Брызни в поле пуще:

    Крепко сожмите руки в кулачки. Разжимайте и сжимайте их, с силой выталкивая пальчики вперёд.

    Станет травка гуще!

    Имитируете движение травки: поднимите ладошки с выпрямленными пальцами. Покачивайте ими в стороны.



    «Сидит ворон»



    Сядьте с ребёнком напротив друг друга.

    Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

    Сидит ворон на дубу.

    Имитируем сиденье: поставьте вертикально левую ладонь, пальцы вытянуты вверх. Приставьте к ней кулачок правой руки.

    Он играет во трубу,

    Кисти рук сложите так, будто держите трубочку, перебирайте пальцами, изображая на ней игру.

    Во серебряную.

    Труба точеная,

    Позолоченная.

    Изобразите фонарики: удерживая руки на уровне груди, покрутите кистями рук в разных направлениях.

    Песня ладная,

    Сказка складная.

    Удерживайте ладони на уровне груди, сжимайте и разжимайте пальцы рук.




    Литература:

    Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.






    Ваша оценка
    Поделитесь с друзьями
    Новые и интересные статьи по теме

    ×
    Мы в соцсетях
    Copyright © 2024 Tikitoki.ru
    Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт https://www.tikitoki.ru