Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей — это основной показатель эмоционально-психологической зрелости малыша. Для того чтобы малыш сказал первое слово в течение первого года жизни необходимо уделять его развитию максимум внимания.
0 отзыва
14030 читателя

Свое первое осознанное слово маленький человечек произнесет в возрасте от 11 до 14 месяцев. С каждым днем его словарный запас будет увеличиваться и через несколько месяцев, вы даже не заметите, как ведете с ребенком диалог, пусть понятный только вам двоим, но все же диалог.

Развитие речи у детей — это основной показатель эмоционально-психологической зрелости малыша. Но для того чтобы малыш сказал первое слово в течение первого года жизни необходимо уделять его развитию максимум внимания.

  • Общение с ребенком в первые месяцы жизни — залог быстрого развития малыша.
  • Песни, стихотворения, потешки – стимуляция для развития речи маленького молчуна.
  • Развитие мелкой моторики активно стимулирует речевой центр головного мозга. Статистический факт — дети, регулярно перебирающие мелкие предметы разной формы, начинают говорить раньше своих сверстников.

На первом году жизни ребенка главная задача родителей выработать у малыша коммуникативные речевые навыки, научить его понимать, что говорят родители, способствовать развитию слухового внимания. Такая форма общения называется «пассивной речью».

Расширяем кругозор и словарный запас: развитие речи ребенка с 1–3 лет

Переход от речевого понимания к воспроизведению в основном происходит на втором году жизни. С каждым днем словарный багаж ребенка будет расширяться, и в полтора года составит около 35 слов. Развитию речи у детей раннего возраста от 1–3 лет способствуют все те же принципы — общение и игры.

Обязательное условие, постоянно описывать действия малыша, помогать ребенку, самостоятельно комментировать свои игры и занятия. Фундаментом для активной речи становится связь слов с конкретными действиями.

Логопеды разработали множество методик развития речи у детей. Рассмотрим некоторые из них.

  • Речевое подражание — основной прием, способствующий быстрому произношению первого осознанного слова.
  • Многократное повторение слов.
  • Общение с ребенком в форме «вопрос-ответ».
  • Разучивание с ребенком коротеньких стихотворений и фраз. Когда малыш запомнил отрезок, дайте ему возможность досказать последний слог или слово.

Чтобы сформировать правильную речь у своего непоседы родители не должны коверкать слова. Это одна из самых распространенных ошибок взрослых. Очень часто, умиляясь забавным словечкам малышей, многие родители начинают использовать его, общаясь с ребенком. Так, рождаются такие стойкие выражения как «капот», «ласипед» и многие другие. Взрослые должны четко произносить слова, сопровождать свою речь артикуляцией, правильно ставить ударения. Речь должна носить эмоциональную окраску и не быть монотонной.

Выполняя эти простые рекомендации, вы убедитесь, что ваш малыш не только быстро освоит азы «активной речи», но постепенно к двум годам сможет складывать слова в словосочетания и небольшие предложения. Развитию речи 2-летних детей способствует не только общение с взрослыми, но и со сверстниками. Продолжайте описывать малышу все, что он видит вокруг. Говорите правильно и четко. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику вашего чада — рисование, лепка из пластилина, мелкая мозаика, вышивание шнурком— все манипуляции подобного рода весьма положительно влияют на развитие речи у детей. А главное, поощряйте попытки малыша общаться с вами, идти на контакт, отвечать на вопросы.

Скорей всего к трем годам ваш малыш будет уже активно беседовать с вами на многие интересующие его темы, рассказывать маленькие стихотворения, петь веселые песенки. Не останавливайтесь на достигнутом результате, обязательно учите ребенка правильно произносить звуки и выговаривать слова, строить фразы. Тренируйте память ребенка, спрашивайте о том, что происходило вчера, на улице во время прогулки и пр.

Развиваем речь у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Как правило, на четвертом году жизни ребенок говорит, составляет предложения, понимает окружающих, выстраивает причинно-следственные связи, в общем, он способен на диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.

В этом возрасте малыши выступают инициаторами общения, они щебечут не умолкая, спрашивают, выясняют, делают умозаключения. Этот возраст ученые называют «период почемучки». Ребенку интересно все, что его окружает. Ни в коем случае не игнорируйте вопросы вашего любопытного всезнайки, старайтесь давать максимально простые ответы, которые будут ему понятны.

Особенностью развития речи у детей 4 лет становится стремление малышей к правильной лексике и попытке построения обширных фраз и предложений. Очень важным в этот период становится чтение сказок, которые не только расширяют лексикон, но и тренирует память, вырабатывает внимательность и воображение. Малыш должен уметь рассказать прочитанное вами самостоятельно, и его повествование должно быть развернутым.

Через год вы с удовольствием станете замечать, что общаетесь со своим ребенком практически на равных. Ваш диалог становится все более зрелым, малыш использует разнообразные речевые конструкции, строит предложения. Особенностью развития речи детей 5 лет можно назвать обширный словарный запас. В этом возрасте родители должны максимально правильно разговаривать, избегать слов паразитов, контролировать выражения и правильность речи ребенка.

Как правило, в этом возрасте становится понятно, имеет ли малыш какие-то речевые отклонения и нуждается ли он в помощи логопеда. Сегодня специалисты все чаще отмечают всплеск речевых проблем. Многие логопеды утверждают, что всему виной недостаток живого общения взрослых и детей. Родителям необходимо способствовать развитию связной речи у детей дошкольного возраста, а это невозможно, минимизировав живое общение, подменив его развивающими мультфильмами и интерактивными игрушками. Но, нет правил без исключений.

Если ваш малыш, произносит только отдельные слова, его речь непонятна окружающим, то обязательно проконсультируйтесь с логопедом и невропатологом, они подскажут нужные методики и помогут ребенку наладить речевую функцию.

Необычные детки

Особое внимание необходимо уделять развитию речи у детей с синдромом Дауна. Не стоит думать, что ваш малыш отстает в развитии. Да, он не такой как все, он особенный ребенок, но не менее умный и талантливый. Дополнительные занятия, чтение книг, плавание, музыка, общение с дельфинами и лошадьми позитивно влияют на формирование речевого аппарата всех детей без исключения. Родителям таких солнечных деток, просто нужно проявить больше усилий и терпения, и ваш малыш обязательно сможет разговаривать практически так же как все.
Уделяйте развитию речи детей особое внимание. Будьте внимательны к ним, общайтесь и слушайте своих малышей. Помните, правильная, внятная речь формируется не за один день, это длительный, кропотливый и увлекательный процесс.








Ваша оценка
Поделитесь с друзьями
Новые и интересные статьи по теме

×
Мы в соцсетях
Copyright © 2024 Tikitoki.ru
Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт https://www.tikitoki.ru