9 месяцев – время для познавательных и развивающих игр с ребенком

9 месяцев – время для познавательных и развивающих игр с ребенком

Как играть с девятимесячным малышом, чтобы игры приносили не только интерес, но и пользу, радость от общения и познания мира? Как превратить в 2 интересные игрушки ручки самого крохи и какие игрушки выбирать?
0 отзыва
44036 читателя

Девятимесячный малыш становится все более независимым, любознательным. Какие игрушки и игры с ребенком 9 месяцев должны быть в домашнем арсенале, чтобы кроха получил разностороннее развитие и мог осваивать необходимые навыки, играя?

Особенности развития девятимесячного ребенка

Начало десятого месяца жизни – период особый, это последний триместр младенчества. В этом возрасте кроха переживает мощный интеллектуальный подъем: простой интерес к окружающему сменяет любопытство, теперь малыш не просто хватает предметы – он пытается при их помощи осуществлять какие-либо манипуляции, и на первое место выходит предметная деятельность. Мозг осваивает мыслительные операции, получая информацию об окружающем мире через движение рук. Он не развивается независимо от тела, и умственное развитие идет параллельно физическому.

Речь

Ребенок становится сообразительным, хорошо понимает речь взрослых, а не просто улавливает интонацию. Теперь он не спонтанно воспроизводит звуки, лепеча, а демонстрирует собственную речевую деятельность: осваивает новые слоги и пытается подражать интонации взрослых.

Физическая активность

Физически малыш тоже заметно «повзрослел». Его уже не удержишь в кроватке или манеже. Теперь он подолгу может заниматься сам собой: исследовать квартиру, передвигаясь ползком или в ходунках, а некоторые непоседы уже делают в этом возрасте самостоятельные шаги.

Очень важно, чтобы в доме было выделено игровое пространство для малыша. Пусть это будет не отдельная комната, а просто уголок, куда можно постелить одеяло и положить игрушки. Замечательно, если есть возможность выделить небольшую детскую зону в каждой комнате: в гостиной с погремушками и пирамидками, в кухне с безопасной кухонной утварью (крышками, тарелками, ложками), в ванной полочку с резиновыми игрушками и пустыми бутылками от шампуней.

Эмоции

В этом возрасте малыш сам не может еще долго играть, ему необходим партнер. Очень важно, чтобы кроха получал от родителей опыт проявления эмоций, переживаний, каких-либо действий в совместных с ними играх.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

«Раннее воспитание ребенка не требует от родителей ни лишнего времени, ни денег, — уверяет Масару Ибука, автор бестселлера для родителей «После трех уже поздно».

Не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы правильно заниматься с малышом, и записывать кроху в школу раннего развития тоже нет необходимости: впереди его ожидает как минимум пятнадцать лет учебы! Пусть малыш подольше побудет маленьким! Ведь развивающие игры для детей 9 месяцев дома – это просто!

Существуют различные методики детского развития, обещающие родителям, прочитавшим умную книжку, что их ребенок станет гением. Но не стоит торопить события, чрезмерно нагружая малыша, занятия должны соответствовать возрасту! Уделять внимание стоит всестороннему развитию: совершенствовать слух, зрение, развивать речь, физические способности.

Тоньше и острее: развиваем слух и зрение

У детей первых трех лет жизни органы чувств развиваются интенсивно, и 9 месяцев – подходящее время для закладывания азов сенсорного развития.
Занятия по сенсорике способствуют полноценному восприятию окружающей действительности, познанию мира, а так же интеллектуальному развитию малыша.
Уделяя немного времени ежедневно сенсорным играм с малышом, вы способствуете формированию:

  • наблюдательности;
  • внимания;
  • зрительной, слуховой памяти;
  • воображения.

Чтобы глазки малыша тренировались, не нужны развивающие мультфильмы. Все заверения производителей о том, что это полезно и безопасно – маркетинговый ход. Лучшие тренажеры – всегда под рукой. Это и яркие игрушки, и картины на стенах, и даже собственные ручки крохи!

«Рожица на ручках»

Нарисуйте пальчиковыми красками на внутренней стороне каждой из ладошек ребенка по глазику и половинке рта. Держа ладошки, чтобы пальчики не сгибались, сведите их так, чтобы малыш увидел забавную картинку целой, а затем разведите по сторонам. Можно приближать ручки ближе к лицу и удалять.

«Где наш малыш?»

Поднесите малыша к большому зеркалу и привлеките внимание к отражению. Затем отойдите так, чтобы малыш не видел себя в зеркале и спросите: «А где наш маленький?» Затем снова поднесите, но чуть дальше от стекла, а затем – чуть ближе.

Если у ребенка уже появилась избранная игрушка, которой он явно отдает предпочтение, сделайте ее объектом игры. Сначала покажите малышу ее, чтобы привлечь внимание, а затем положите в комнате так, чтобы малыш мог до нее дотянуться и спросите: «Где наш мишка (зайка, мячик и т.д.)?».

Читаем книжки

Читайте ребенку книжки с яркими картинками! Это развивает зрение, слух и речь. Конечно, о том, что ребенок будет долго сидеть и слушать – мечтать еще рано. Но девочки, как правило, более усидчивы, чем мальчики, поэтому заниматься чтением с ними легче. Пусть ваш голос станет фоном для других игр, можно не только читать, но и петь.

Музыка – отличный тренажер для слуха, поэтому музыкальные игрушки очень важны!

Играем в прятки

Хорошо развивает слух малыша и простая игра в прятки: спрячьтесь за занавеской и позовите малыша по имени. Когда он вас найдет, похвалите! Меняйте укромные места – так ребенок будет тренировать зрительную память и внимание.

Лариса, мама годовалого Ивана: «В прятки Ванюшка играть любил, еще лежа в кроватке и не умея ползать. Накрывался пеленкой, и показывал хитрую рожицу только, если я начинала спрашивать: «Где же Ванюша, ку-ку?». А когда пополз, то и прятался сам, и искал меня»

На пороге речи: учимся говорить и понимать взрослого

Начиная с 9 месяцев, малыш начинает активно лепетать, произнося простые слоги, учится подражать взрослому, повторяя за ним слоги. В этом возрасте ребенок понимает названия нескольких предметов, умеет их находить и показывать.

«Знакомые игрушки»

Если малышу знакомы две игрушки, добавьте к ним новую. Посадите малыша напротив игрушек, назовите вслух новую игрушку. Попросите показать уже знакомые ему игрушки. Затем, попросите показать новую. Как только малыш справится с этой задачей, похвалите его. Поменяйте игрушки местами и начните игру сначала.

«Катаю мяч»

Эта игра научит ребенка выполнять простые действия и произносить новые слоги.

Сядьте на пол, посадите малыша напротив. Читайте стишок, выполняя движения, а кроха будет вам подражать:

Ручками мы хлопнем —
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ручками мы хлопнем —
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ручками помашем —
Ля-ля-ля!
Ручками помашем —
Ля-ля-ля!

Поставьте малыша на ножки к опоре и продолжайте:

Ножками мы топнем
Топ-топ-топ!
Ножками мы топнем
Топ-топ-топ!
Ножками попляшем,
Да-да-да!
Ножками попляшем,
Да-да-да!
Топ-топ

Эта игра развивает понимание сюжетных действий и добавляет новые звуки в словарный запас малыша. Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:

Уходи с дороги кот,
Наша куколка идет,
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ,
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Бух! Упала!

Игры, развивающие первые предметные действия

Представление о величине, форме, цвете малыш должен получать в первый год жизни. Какие игры способствуют этому?

  1. Разнообразные пирамидки с колечками разного размера и цвета, кубики, сортеры – эти игрушки должны быть у ребенка. Заниматься стоит столько времени, сколько у ребенка сохраняется интерес к игре. Самостоятельно малыш вряд ли научится управляться с таким «дидактическим материалом» — обязательно показывайте, что нужно делать.
  2. Привлеките внимание крохи, позвав его по имени или похлопав в ладоши. Далее – продемонстрируйте игрушку, покажите со всех сторон, комментируя: «вот какая интересная пирамидка! А какие у нее яркие колечки!».
  3. Сначала соберите пирамидку сами, не переставая комментировать свои действия. Позволяйте ребенку трогать, даже забирать игрушку из ваших рук. Не беда, если он не даст вам собрать пирамидку полностью.
  4. Следующий этап – проделайте работу повторно, но уже ручками ребенка, удерживая их своими руками, направляя движения.
  5. Далее, когда малыш поймет, в чем суть игры, собирайте пирамидку вместе, поочередно надевая кольца. Несколько дней – и ребенок начнет собирать игрушку сам: сначала хаотично, затем – по порядку располагая части.

С большим удовольствием малыш возится с коробочками, мисочками, ведерками, в которые можно класть игрушки.


«Сортировка»

Игра, в которой предметы нужно сортировать по определенным признакам. Конечно, ребенок еще мал, но регулярно занимаясь, очень скоро он начнет складывать кубики в одну коробку, а книжки – в другую. Хорошим помощником в этом может стать большая одноместная матрешка. Такие игрушки позволяют малышу изучать свойства пространства, объема и вместительности.

«Все, что малыш делает непосредственно руками, руками, — или рисует, или разбрасывает по дому игрушки, даже когда просто рвет бумагу — способствует интеллектуальному и творческому развитию, — говорит Масару Ибука. — Чем раньше вы дадите карандаши, тем увидите быстрее результаты».

Рисование

Уроки рисования можно проводить и пальчиковыми красками. Рисовать ладошками и пальчиками полезно для развития мелкой моторики и воображения. Можно расстелить большой лист бумаги на полу или закрепить на стене, так крохе будет удобно творить шедевры.

Игры, нормализующие двигательную активность

Мама может стать отличным физинструктором. Хорошо бы приобрести фитбол и резиновые мячи разных размеров, включая в гимнастику элементы игры вы уже сейчас привьете малышу любовь к спорту.

«Катим-катим»

Простая игра, развивающая силу рук, координацию движений малыша. Посадите его напротив себя на расстоянии метра и толкните мяч, чтобы ребенок его мог поймать. Сразу ответных действий ждать от ребенка не стоит, но через несколько дней эта игра уже не будет из категории «в одни ворота». Кроме того, эта игра научит ребенка выполнять простые поручения: катай, дай.

Покажите малышу мячик, покатайте его. Толкните мяч навстречу малышу, и попросите его сделать ответное действие. Сопровождайте игру стихами:

Катай мой мяч,
Катай опять,
Катай туда,
Катай сюда.
Мой мяч катись,
Назад вернись!
Смотри, не зевай,
Мне мячик отдай!


Лошадка-качалка

Хороший тренажер для развития равновесия и тренировки вестибулярного аппарата. Первое время малыш должен качаться только под присмотром взрослых. Покупать такую игрушку лучше по росту, чтоб ножки ребенка доставали до пола. Но эта игра только для тех деток, которые отлично умеют сидеть без опоры за спиной!

Если есть возможность установить дома детский турничок – это станет замечательным тренажером для группы мышц рук и спины.

«Тянем-потянем»

Игра, которая развивает плечевые мышцы. Сядьте напротив крохи и дайте в ручки ему конец длинного шарфа, а другой конец потяните, чтобы ребенок понял, чего вы от него ждете. Обязательно поддавайтесь маленькому партнеру, а когда он потянет сильно, можно даже упасть: так ребенок ощутит, насколько радостной может быть победа, и ваш «проигрыш» вознаградится счастливым смехом.

Физические упражнения и занятия сенсорными играми способствуют общему укреплению мышц, развивают внимание и координацию.

«Добившись того, что работа мышц и координация движений станут слаженными, ребенок будет готовым к более сложным навыкам, например, к ходьбе», — констатирует Джеки Силберг, автор издания «125 развивающих игр до года».

Как развивать мелкую моторику малыша и зачем это нужно?

Исследования коры головного мозга подтвердили, что кисть руки – полноценный орган речи, так как существует тесная взаимосвязь тонких движений пальцев и речевой функцией.

Если вы хотите, чтобы кроха скорее научился говорить, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику пальцев.

И чем раньше начать это делать – тем скорее будут результаты.

Несложные пальчиковые игры – не просто физические занятия с ребенком. Вы касаетесь его частей тела, произносите приговорки, ждете ответной реакции – и ребенок идет на контакт. Это более глубокое общение, нежели обычный диалог.

«Коза рогатая, бодатая», «Ладушки» — самые простые из этой категории развивающих игр. Тренировать пальчики можно и во время купания, например, намыливая ручки по одной, массируя каждый пальчик, чуть потягивая, повторять:

Этот пальчик с мылом мыли,
И про этот не забыли.
Мыли – мыли, полоскали,
Каждый пальчик целовали.

Перед обедом, дав в ручки ложку, чтобы кроха сжал ее всей пятерней тоже можно поиграть. Поочередно разжимать пальчики и отпускать, приговаривая:

Взял к обеду крошка
Вот такую ложку!
Этот пальчик покормил,
И вот этот покормил,
И про этот не забыл,
И мизинцу уделил.
А большому не досталось,
Ох-ох-ох, какая жалость!

Можно включать пальчиковые игры даже в процесс переодевания. Натягивая футболку, просунуть в рукав сначала одну ручку, погладив ладошку, сжать и разжать пальцы в кулачок, говоря:

Что за славные ребятки
С малышом играют в прятки?
Вот они
(разжав кулак), а вот их нет (сжав),
Ну, привет, малыш, привет! (сжать слегка и потрясти ладошку).

То же самое проделать и с другой ручкой.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с бусами (под присмотром!), с крупами (удобны мешочки, фасованные крупами разных сортов), конструктором, крупными пазлами. И пусть игрушка немного не по возрасту, но ведь ей можно найти творческое применение!

Развивающие игрушки: что покупаем, а что мастерим сами?

Чтобы проводить развивающие занятия для детей 9 месяцев, нужен дидактический материал, а для малыша это – игрушки. Покупать ли их в магазине или делать самим? Все зависит от вашей фантазии и материального состояния. Конечно, яркие качественные игрушки из магазина – это хорошо!

Но стоит помнить, что одновременно играть малыш может одной-двумя игрушками, не более.


Полезные советы: какие игрушки выбрать

Резиновые игрушки, мячики, пирамидки, кубики, погремушки, музыкальные игрушки – это можно приобрести в магазине. Хорошо, если у ребенка будут динамические игрушки с сюрпризом, каталки на длинной ручке, неваляшки и т.д.

Развивающий коврик – тоже удобная вещь, но его можно изготовить и самостоятельно! А если в развитии малыша заинтересован папа, можно попросить сделать ребенку игровую панель: на кусочек фанеры прочно закрепить выключатели, фрагменты компьютерной клавиатуры, отслужившей свой срок, всевозможные колечки от погремушек, замочки и щеколды. Прикрепив такое «панно» к стене, вы подарите малышу возможность развивать моторику, воображение и подражание: ведь у мамы с папой почти такие же «игрушки»!

В каждом доме есть много полезных «игрушек»: безопасные предметы быта и посуда, пакетики, коробочки, газеты. Все это очень интересует девятимесячного кроху.

Евгения, мама детей-погодок 2 и 1 лет: «И старший, и младший ребенок предпочтение отдавали больше мискам и ложкам на кухне, чем погремушкам и кубикам в детской. Специально пришлось заменить дома часть фарфоровой посуды пластиковой и деревянной»

Началом каждого занятия-игры должна стать установка контакта с ребенком. Перед тем, как играть по вашим правилам, малышу нужно сконцентрироваться на ваших действиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок не был перевозбужден, голоден или сонлив. Выбирайте для игр подходящее время, ориентируясь на состояние малыша. Сначала позовите ребенка по имени, покажите игрушку и как с ней играть, а потом ждите ответной реакции ребенка. И не забывайте, что малыши в этом возрасте сами играют максимум минут 10, а дальше придется придумать другое занятие.

Видео по теме







Ваша оценка
Поделитесь с друзьями
Новые и интересные статьи по теме

×
Мы в соцсетях
Copyright © 2024 Tikitoki.ru
Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на сайт https://www.tikitoki.ru